Методические рекомендации по организации образовательной деятельности


В настоящих методических рекомендациях изложены основные требования к подготовке, переобучению и организации повышения квалификации персонала региональных и местных отделений ВДПО, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ
    • 1.1. Виды ученичества
    • 1.2. Подготовка новых работников 
    • 1.3. Профессиональная переподготовка
    • 1.4. Повышение квалификации
    • 1.5. Виды повышения квалификации
    • 1.6. Формы повышения квалификации
    • 1.7. Куда пойти учиться
  • 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА (курсов)
    • 2.1. Правовые аспекты обучения
    • 2.2. Штат учебного центра
    • 2.3. Основные виды деятельности учебного центра
    • 2.4. Процедура лицензирования
    • 2.5. Для очного обучения необходимо
    • 2.6. Организация удаленного обучения
    • 2.7. Алгоритм работы учебного центра
    • 2.8. Какие документы вы сможете выдавать своим выпускникам
    • 2.9. Учебные курсы

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового Кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

1.1. Необходимо различать следующие виды ученичества:

  • профессиональная подготовка новых работников;
  • профессиональная переподготовка (в том числе обучение вторым специальностям);
  • повышение квалификации.

1.2. Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имевших профессии.

Профессиональная подготовка – это ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Данная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося (ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"). Она может осуществляться в образовательных учреждениях, в образовательных подразделениях организаций при наличии лицензии на данный вид образовательной деятельности и в порядке индивидуальной подготовки специалистами, обладающими соответствующей квалификацией.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174) лицензированию не подлежат:

  • образовательная деятельность в форме разовых занятий различных видов, в том числе лекций, стажировок, семинаров, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании;
  • деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ;
  • индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

1.3. Переподготовка — переобучение, организуемое с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребностей производства или по состоянию здоровья.

Профессиональная переподготовка – это получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. После ее прохождения выдается диплом государственного образца. Профессиональная переподготовка также может быть направлена на расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610).

В соответствии с п. 8 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (утв. Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571) установлены следующие нормативные сроки профессиональной переподготовки:

  • для выполнения нового вида профессиональной деятельности - свыше 500 часов аудиторных занятий;
  • для получения дополнительной квалификации - 1000 часов трудоемкости.

Главное отличие указанных видов ученичества состоит в том, что при подготовке проводится обучение лица, не имеющего специальности, профессии, а переподготовка направлена на получение дополнительных знаний, в том числе и второй профессии.

Для переподготовки работников и безработных граждан используются учебные базы организаций (учебно-курсовые комбинаты, учебные пункты, школы, постоянно действующие курсы), учебные центры, функционирующие в составе государственной службы занятости. Переподготовка работников производится, кроме того, начальными, средними и высшими образовательными учреждениями профессионального образования.

Работники проходят переподготовку (переобучение) с отрывом и без отрыва от работы и в тех же формах, которые используются при их подготовке.

1.4. Повышение квалификации - один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте. Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Повышение квалификации - вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений. Повышение квалификации рабочих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Для повышения квалификации рабочих организуются производственно-экономические курсы; курсы целевого назначения; школы передовых приемов и методов труда; курсы бригадиров. Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Образовательные программы повышения квалификации специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования - курсы повышения квалификации специалистов организаций.

Дополнительное профессиональное образование – это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств, либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности. Из данного определения видно, что одним из условий получения дополнительного профессионального образования является наличие диплома об окончании среднего специального или высшего учебного заведения. Из этого следует, что дополнительное образование бесплатным не бывает. За одним исключением, специалист имеет право каждые пять лет повышать свою квалификацию за счет работодателя. В настоящее время образовательные учреждения повышения квалификации реализуют следующие виды ДПО:

  • повышение квалификации: краткосрочные, длительные, тематические и проблемные семинары;
  • профессиональную переподготовку: для получения совершенно новой квалификации, для получения дополнительной подготовки;
  • стажировку.

1.5. Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

краткосрочное повышение квалификации - тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

Объём занятий – не менее 72 часов.

 

Документ об образовании –  Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения.

Объём занятий – от 72 до 100 часов.

Документ об образовании – Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

Второй вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условия, – это тренинги, тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения.

длительное повышение квалификации обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Объём занятий – от 100 до 500 часов.

Документ об образовании – Свидетельство о длительном повышении квалификации.

Цель длительного повышения квалификации – углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний. Это предусмотрено абз. 4 - 7 п. 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

1.6.Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

1.7. Куда пойти учиться - виды учебных заведений

Разберём, какие организации имеют право осуществлять переподготовку и повышение квалификации работников.

К учреждениям дополнительного профессионального образования относятся академии, институты повышения квалификации и курсы. Среди них есть как государственные и муниципальные учреждения, так и негосударственные организации. Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

 

Академия – ведущий научный и учебно-методический центр дополнительного профессионального образования в одной конкретной области знаний. Реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе для получения дополнительной квалификации. Обучение, в основном, ведётся на базе высшего образования.

Также академия осуществляет:

  • подготовку кадров высшей квалификации (обучение аспирантов и докторантов);
  • проводит фундаментальные и прикладные научные исследования;
  • оказывает необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации;
  • обеспечивает модернизацию системы ДПО.

институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;

Институт повышения (усовершенствования) квалификации – образовательное учреждение ДПО, которое реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов одной отрасли (ряда отраслей) или региона. Институты удовлетворяют потребности предприятий (организаций, учреждений) в переподготовке их сотрудников. Стать студентом института повышения квалификации могут все, у кого есть диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. К институту как виду также относятся  такие учреждения ДПО, как:

  • бизнес-школы - реализуют программы предпринимательской направленности (МВА);
  • межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов удовлетворяют потребности региона в повышении квалификации кадров, а именно, координируют расположенные в регионе учреждения ДПО независимо от их отрасли; 
  • учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых военнослужащих.

курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Курсы повышения квалификации – учреждения ДПО, где специалисты и рабочие, уволенные сотрудники, незанятые и безработные проходят повышение квалификации, либо профессиональную переподготовку. Обучение помогает им получить компетенции, необходимые для новой работы (должности).

К этому виду относятся следующие образовательные учреждения ДПО:

  • учебные центры службы занятости реализуют программы повышения квалификации и профессиональной подготовки безработных с дальнейшим их трудоустройством;
  • учебно-курсовые комбинаты (учебно-курсовые пункты), учебно-производственные центры, технические школы (например, горно-механическая, лесотехническая и т.д.) повышают квалификацию рабочих и специалистов.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Учебный класс — 1) постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, занимающихся по единой учебной программе; 2) помещение с учебной мебелью и средствами обеспечения учебного процесса, предназначенное для теоретической подготовки, а также проведения практических занятий по отдельным темам программ обучения.

Учебный кабинет — помещение с учебной мебелью и средствами обеспечения учебного процесса, предназначенное для теоретической подготовки, а также проведения практических занятий по отдельным темам программ обучения. Он включает класс (аудиторию), библиотеку, ТСО, методические и нагляднее пособия.  

Учебный кабинет — класс или аудитория, оборудованные учебными и наглядными пособиями для занятий по определённому предмету.

Учебная программа - нормативный правовой акт, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету (курсу). Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

Учебный план - нормативный правовой акт, отражает объем и содержание обучения.

Учебный центр - учебные центры могут создаваться как самостоятельные юридические лица в любых организационно-правовых формах, так и в качестве структурного подразделения профессиональной образовательной организации или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Учебно-курсовой комбинат реализует следующие основные и дополнительные образовательные программы:

  • начального профессионального образования;
  • профессиональная подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям;
  • дополнительная профессиональная подготовка;
  • прочие образовательные услуги в области образования для взрослых.

УКК является образовательным учреждением, обеспечивает повышение квалификации рабочих, переподготовку по родственным и смежным профессиям, а также  профессиональную подготовку, дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов более чем по 200 направлениям.

Основное направление деятельности учебно-курсового комбината  подготовка и переподготовка кадров рабочим профессиям. Обучение завершается выдачей удостоверений и свидетельств государственного образца об успешном прохождении обучения и присвоенном уровне квалификации.

2. Организация учебного центра

Для организации учебного центра желательно иметь статус юридического лица. Если в штате будут числиться постоянные преподаватели, то необходимо получить сертификат на деятельность учебного заведения, что повлечет за собой лишние траты и задержки времени на выполнение бюрократических процедур. Проще в процессе открытия центра будет указать, как вид деятельность «консалтинговые услуги», «помощь в проведении и организации мероприятий» или другие обтекаемые формулировки ОКВЕД. И работать с несколькими независимыми тренерами или преподавателями по соглашению.

В учебном центре обязательно должна быть общая комната, где находиться рабочее место администратора и выходы в два и более изолированных учебных помещения. Классы для занятий лучше всего оформлять так, чтобы они легко трансформировалось в зал для конференций, обстановка должна быть мобильной. Желательно оборудовать зал проектором, рабочим местом преподавателя с возможностью установить компьютер, доской или флип-чартом. Если планируется проведение компьютерных курсов или обучение работы с 1:С, необходимо оборудовать компьютерный класс, где установить не менее 5 ПК.

2.1.  Правовые аспекты обучения

Прежде чем создавать учебный центр, рекомендуем ознакомиться с Законом «Об образовании» — это основной документ, который регулирует образовательную деятельность в России. Заучивать его наизусть не стоит — выгоднее иметь при себе эксперта, который поможет в его изучении и адаптации под реалии жизни.

Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1. Окончание действия данного документа - 31.08.2013. Документ утрачивает силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В рамках каких образовательных программ вы будете вести деятельность?
Статья 9 Закона подразделяет образовательные программы на общеобразовательные и профессиональные.
    • 1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);
    • 2) профессиональные (основные и дополнительные);
    • 3) профессиональной подготовки.

Последние, в свою очередь, делятся на начальные, средние, высшие и послевузовские:

  • 1) начального профессионального образования;
  • 2) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
  • 4) послевузовского профессионального образования.
Статья 12. Образовательные программы определяют содержание образования.

П.2 В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

П. 4. К дополнительным образовательным программам относятся:
  • 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Какие формы получения образования вы сможете использовать?

Статья 10 все того же закона устанавливает следующие формы получения образования в учебном заведении: очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная. Кроме того, существуют еще семейное и самообразование, экстернат, но нас они почти не интересуют.

Надо помнить, что существуют профессии и специальности, обучать которым в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната нельзя.

Их перечень устанавливается специальным Постановлением Правительства РФ.

Статья 17

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Сможете ли вы использовать дистанционное обучение?

Согласно статье 32 Закона, под дистанционным обучением понимается получение образования при помощи информационных и телекоммуникационных технологий без непосредственного контакта обучающегося с педагогом. Решение о возможности использования подобных методов находится в компетенции руководства учебного заведения. Комментируемый Закон отдельно регламентирует деятельность образовательных учреждений по развитию новых образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения, под которым понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В настоящее время применение дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

Статья 16

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Статья 12 Закона определяет правовой статус образовательного учреждения, его организационно-правовые формы, типы, виды.

Кроме этой статьи компетенция образовательного учреждения определена в ст. ст. 31, 41, 42 и др.

Образовательное учреждение - учреждение, обладающее следующими признаками:

  • а) оно зарегистрировано как образовательное учреждение;
  • б) оно осуществляет реализацию одной или нескольких образовательных программ.

Статья 21. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Согласно п. 10 статьи 28 Закона разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях является компетенцией РФ в области образования. В настоящее время приняты следующие Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные Постановлением Правительства РФ:

- от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (с изменениями и дополнениями) (см. Приложение 1).

Статья 31. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Согласно статье 26 дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний. данное разделение продиктовано в первую очередь задачами программ:

  • Повышение квалификации — краткосрочные программы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся краткосрочные семинары и различные тренинги).
  • Профессиональная переподготовка — программы средней продолжительности, направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или направления профессиональной деятельности.
  • Дополнительное образование — программы средней и длительной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности. Подобные программы дают возможность смены сферы деятельности.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
  • 1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
  • 2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
  • 3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
    • 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
    • 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
  • 4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
  • 5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Новым Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной деятельности.

2.2. Штат учебного центра

В штате кроме постоянных, или работающих по совместительству, преподавателей обязательно должен быть администратор, бухгалтер, рабочий, уборщица. При небольших объемах некоторые должности можно совмещать. А функции постоянных уборщицы и рабочего (электрик, сантехник, слесарь) можно возложить на соответствующие службы, к которым обращаться по необходимости.

2.3. Основными видами деятельности могут быть:

- специализация на различных курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, обучение новым профессиям;

При ориентации на профессиональную подготовку имеет смысл заключать договор сотрудничества с центрами занятости и крупными предприятиями, нуждающимися в профессиональном росте сотрудников.

1.5. Процедура лицензирования

Лицензия подтверждает, что вы имеете право брать деньги за обучение.

Процедура лицензирования заключается в представлении документов в лицензирующий орган, их проверке, рассмотрении и выдачи лицензии. Лицензиат должен отвечать определенным требованиям и выполнение этих требований должно быть документально подтверждено.

В перечень документов для лицензирования бизнеса учебного центра входят:

  • заявление с указанием образовательных программ;
  • сведения об укомплектованности и достаточности преподавательского персонала для обучения заявленного количества обучаемых;
  • сведения о наличии подобающего ведению образовательной деятельности помещения;
  • сведения об обеспеченности заведения учебно-методической литературой по каждой из заявленных программ и материально-техническом оснащении;
  • сведения о педагогических работниках, которые будут курировать соответствующие образовательные программы;
  • сведения об учредителях и регистрации учебного центра в качестве негосударственного образовательного учреждения.

Поданные документы рассматриваются лицензирующим органом в течение одного месяца, по истечении которого принимается решение о предоставлении лицензии либо об отказе в выдаче лицензии.

1.6. Для очного обучения необходимы:

Помещение, оснащенное согласно пожарным и санитарно-гигиеническим требованиям (см. Закон «Об образовании», ст. 32, п. 2.1).

Для проведения учебного процесса потребуется несколько помещений. Это учебные классы (не мене двух), рассчитанные на обучение групп численностью минимум 10 человек. В зависимости от преподаваемых предметов, понадобится компьютерный класс, оборудованный не менее чем 10 персональными компьютерами, и пара комнат для размещения приемной и кабинета директора. На практике такой набор помещений должен иметь общую площадь в 200 кв.м.

Для того, чтобы бизнес учебного центра состоялся и приносил доход необходимо, обеспечить постоянный поток клиентов, как минимум ежемесячно в нем должны проходить обучение 100-150 человек. В этом случае оборот центра составит порядка 200-300 тысяч рублей, что обеспечит рентабельность на уровне 30%.

Нормальная для обучения группа – это группа численностью не менее 10 человек, т.е. в месяц нужно выпускать от 10 групп. Для того, чтобы регулярно привлекать такое количество учащихся необходимо, с одной стороны, наличие качественных программ обучения, а с другой – хорошая рекламная поддержка.

В первом случае - это позволит выпускать высокопрофессиональных специалистов, которых, придя на производство, сможет оценить работодатель и тем самым заинтересоваться в повышении квалификации других своих сотрудников. Ну, а реклама нужна как двигатель торговли. В данном случае знаниями и навыками. Лучшей рекламой является «сарафанное радио», но чтобы такой вид рекламы заработал нужно время и качественное преподавание. За всю другую рекламу придется платить, размещать рекламу учебного центра можно в прессе, в Интернет, сотрудничать с центрами занятости, предлагая людям, которые ищут работу получить новую, востребованную профессию.

Оборудование (проектор, демонстрационные и раздаточные материалы, материалы для тренингов и практических занятий и т. д.).

Если это практическое обучение — нужны демонстрационные образцы и учебные стенды. Их создание может быть дорогим удовольствием, но на них лучше всего учиться техническим специальностям.

Преподаватели. В обучении нужнее практики, которые реально чего-то добились в жизни, а не просто знают теорию. Но практикам необходимо дать хотя бы азы педагогических навыков, их программы надо адаптировать под целевую аудиторию слушателей конкретные задачи под потребности заказчика.

Некоторые детали. Кроме того, надо позаботиться и о таких вещах, как гостиница, питание, доставка служебным транспортом. Сбор нужных документов от слушателей — это тоже важный вопрос, требующий вашего внимания.

1.7. Организация удаленного обучения, сайт учебного центра

Удаленное (дистанционное) обучение очень выгодно. Оно позволяет работать далеко за пределами вашего и близлежащих регионов, расширяет круг потенциальных учащихся за счет иногородних, беременных, занятых (учиться можно в любое удобное время) и т. д. Однако большой минус этого способа — он не дает возможности получить хоть сколько-нибудь серьезные практические навыки. Но как начальный этап для изучения теории «дистанционка» вполне уместна.

Для учащегося этот тип обучения обычно выглядит так: человек регистрируется, проходит вступительное тестирование — надо же удостовериться, что он способен усвоить предлагаемый материал, заключается договор и оплачивается сумма, куазанная в договоре. Далее возможны два варианта: либо после оплаты слушатель получает доступ к материалам курса в Интернете и изучает их, либо информация и пособия высылаются почтой. В конце учебы устраивается экзамен (обычно — онлайн-тестирование).

Безусловно, лучше всего максимально использовать возможности Интернета, организовав всю работу через сайт учебного центра.

Что же должен содержать такой сайт?

Во первых, информацию о центре. Зайдя на сайт, человек должен иметь возможность узнать о заведении все необходимое: условия обучения, цены курсов, специальности, которые можно получить. Неплохо также, если там будут отзывы выпускников, а также «доска объявлений» с предложениями работы отучившимся у вас специалистам.

Во вторых, форму регистрации. Основное преимущество дистанционного обучения — отсутствие необходимости вставать из-за компьютера и куда-то ехать. Хорошо, если человек, желающий получать образование у вас, сразу почувствует всю прелесть «дистанционки», воспользовавшись возможностью зарегистрироваться и оформить договор прямо на сайте, без отрыва от монитора.

И наконец, обучающую часть. В нее входят: инструкции для пользователя, учебные материалы, обучающие программы, контрольные работы. Современные интернет-технологии позволяют общаться, читать лекции и проверять уровень знаний в режиме онлайн.

1.8. Алгоритм работы учебного центра

Рассмотрим работу центра на примере этапов организации очно-заочного обучения.

Первый шаг — поступление заявки от желающего пройти обучение.

Затем заявка заносится в базу данных.

Клиенту высылаются: счет, оформленный договор и информационное письмо.

После чего клиент оплачивает счет. Деньги поступают в учебный центр.

В базу данных заносится информация об оплате.

Очный этап длится несколько дней и заканчивается экзаменом, по результатам которого прошедшим курс выдаются документы установленного образца. В базе данных делаются соответствующие отметки.

Вот далеко не полный список типовых проблем, с которыми вы можете столкнуться на данном этапе.

Важно обязательно адаптировать программы под потребности заказчика.

Помните, что хороший специалист не всегда хороший преподаватель. Лучший вариант — когда слушатель сам доходит до нужных знаний, а преподаватель лишь помогает их закрепить.

Еще один важный момент: перед началом обучения необходимо выявить уровень подготовки слушателей. Не пытайтесь ради прибыли собирать группы из людей с разной степенью начальной подготовки. Это ни к чему хорошему не приводит.

Обязательно установите обратную связь о качестве обучения. Опрашивать надо как слушателей, так и работодателей. Отрицательные отзывы помогут выявить и устранить ошибки, положительные — с конкретными фамилиями и названиями фирм — можно и нужно использовать для повышения репутации вашего учебного центра.

В бюджете на открытие и функционирование учебного центра будут присутствовать следующие статьи расхода:

  • Создание и открытие учебного центра.
  • Лицензирование.
  • Разработка программ обучения, выпуск обучающих пособий, методичек, презентаций и т. д.
  • Создание обучающего сайта.
  • Создание материально-технической базы.
  • Поддержка и развитие учебного центра.
  • Аренда.
  • Оплата преподавателям и персоналу.
  • Продвижение учебного центра.
  • Добавление в лицензию новых профессий.
  • Совершенствование материально-технической базы.
  • Поддержка обучающего сайта.
  • Создание и корректировка новых программ обучения.

1.9. Какие документы вы сможете выдавать своим выпускникам?

По закону форму документов об окончании учебного заведения, действующего в соответствии с лицензией, определяет само образовательное учреждение. Дипломы или аттестаты государственного образца могут выдавать только учреждения, имеющие государственную аккредитацию.

Государственная же аккредитация говорит, что ваше образовательное учреждение встроено в государственную систему образования и в числе прочего может быть подключено к различным источникам финансирования. В профессиональном образовании это означает, что вы можете присваивать разные разряды по тем или иным специальностям. Но где больше возможностей — там и контроль гораздо жестче.

По результатам обучения, в зависимости от его продолжительности, выдаются документы следующего образца:

Сертификат Учебного центра (пример)

Продолжительность обучения: от 1 до 4 дней (менее 18 часов) *

* проведение краткосрочных семинаров и тренингов по актуальной тематике. Семинары и тренинги реализуются на платной основе. По результатам обучения выдается сертификат Учебного центра.


Диплом о профессиональной переподготовке

Продолжительность обучения: 1 год (более 500 часов) *

* «По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются следующие документы государственного образца: а) диплом о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов» (п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».


Свидетельство о повышении квалификации

Продолжительность обучения: от 3 до 5 недель (от 73 до 144 часов) *

* «По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: свидетельство о повышении квалификации - гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 часов» (п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».


Удостоверение о повышении квалификации

Продолжительность обучения: от 2 до 4 недель (от 18 до 72 часов) *

* «По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов» (п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».


Учебные центры организаций отличает несколько моментов. Во первых, им часто бывает не нужна лицензия — ведь они не собираются брать за обучение деньги с собственного персонала, дилеров и партнеров. Так что этот пункт можно исключить. Но тогда прошедшие обучение будут получать на руки «фантики» вместо серьезных «корочек». Зато это удешевляет процесс.

Во вторых, организации могут попытаться сэкономить на работе учебного центра, поручив неоплачиваемые допнагрузки и без того нагруженному персоналу. Ни о каких материально-технических базах, а тем более серьезных программах обучения речь тогда уже вестись не может. Создание корпоративного учебного центра из-за этого становится похожим на создание «корпоративного листка», который никто не читает, или «корпоративной пьянки», которая разобщает людей.

И наконец, организациям важно обращать внимание на такие важные элементы, как внедрение с помощью учебного центра собственной идеологии и норм. Это дополнительные усилия и финансовые затраты, которые необходимы.

Затем все это уже оформляется в нечто, похожее на учебную программу курса и адаптируется для слушателей, в процессе обучения опять редактируется и изменяется (и так все время работы учебного центра);

И уже потом (пока не пришла проверка) все это оформляется в учебную программу курса по описанным выше принципам, которая живет в своем параллельном мире. К ней, обычно, обращаются в двух случаях: при увольнении поднадоевшего ответственного за курсы и при проверках.

1.10. Учебные курсы

При разработке учебных курсов нужно не забывать о разных сторонах одного процесса: что нужно делать, чтобы достойно преподавать, и что нужно сделать, чтобы курсы были именно профессиональными, а не любительскими.

План учебного курса — как должно быть в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Закон РФ «Об образовании» гласит, что «организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно».

Это, в свою очередь, означает, что любая учебная программа курса (или учебный план курса – как ее называют в народе) должна иметь:

  • определенным образом оформленный Титульный лист;
  • пояснительную записку, где даются:
  • выходные данные автора программы;
  • требования к слушателям;
  • характеристика изучаемой дисциплины и ее место в системе образования;
  • как проходят занятия и виды контроля;
  • принципы формирования итоговой оценки;
  • другие важные моменты, описывающие то, как именно происходит обучение на данном курсе;
  • содержание дисциплины, а именно темы и разделы. Например, в учебном курсе «Монтажника систем вентиляции» будет присутствовать такая дисциплина, как «Охрана Труда», в ней тема – «Пожарная безопасность» и раздел – «Эвакуация при пожаре».

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, где вы укажете перечень обязательной и рекомендованной литературы и опишете методику преподавания (темы работ и заданий, методические указания преподавателям и слушателям, вопросы для оценки качества усвоения знаний и т.д.)

Тематический план курса – содержание дисциплины, разбитое по:

  • Видам разделов и тем;
  • Видам учебных работ (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
  • Часам;
  • Формам текущего контроля.