Обзор ДПО зарубежных стран

  

Скачать эту публикацию в оригинале в формате PDF.

В Российской Федерации большое количество сельских населённых пунктов, время прибытия первого подразделе-ния в которые превышает максимально допустимые значения (20 минут), установленные Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях по-жарной безопасности». Остро стоит вопрос организации ту-шения пожаров в сельской местности.

 Создание подразделений профессиональной пожарной охраны с целью обеспечения противопожарной защиты дан-ных населённых пунктов потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий-ской Федерации и муниципальных образований.

 Зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональ-ным средством противопожарной защиты в этом случае яв-ляется организация добровольной пожарной охраны (далее - ДПО).

 ДПО за рубежом имеет исторические корни, националь-ные особенности и традиции. Вместе с тем, во всех странах она создана с целью объединения усилий граждан (непрофес-сионалов) для борьбы с пожарами.

Информация об основных характеристиках доброволь-ной пожарной охраны развитых стран мира приведена в та-блице.

Страна

Числен-

Льготы и социальные га-

Моральное стимули-

Режим несения службы добро-

 

ность

рантии добровольным по-

рование добровольных

 

вольными пожарными

 

ДПО тыс.

жарным

пожарных

 

 

 

чел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

США

827

Льготы и социальные гаран-

Общественная благодар-

Суточное несение дежурства с

 

 

тии устанавливаются орга-

ность и поддержка, пре-

графиком работы: 1 сутки де-

 

 

нами местного самоуправ-

стижность

профессии.

журство, 3 -отдых. В месяц ко-

 

 

ления.

 

 

Бесплатная

выдача об-

личество дежурств составляет

 

 

Выход на пенсию после 20-

мундирования органами

порядка 6 -7 ед.

 

 

ти лет службы в ДПО или

местного

самоуправле-

Пожарные находятся на основ-

 

 

при 5 годах службы и до-

ния. Участие в Ассоци-

ном рабочем месте или в пре-

 

 

стижения 50-летнего воз-

ациях, форумах, клубах

делах защищаемой территории.

 

 

раста.

 

 

ДПО.

 

 

Учет времени дежурства ведет-

 

 

Возмещение до 5 тыс. дол-

За активную

работу и

ся диспетчером пожарной ча-

 

 

ларов в год затрат на лече-

ликвидацию

послед-

сти. Данные о времени дежур-

 

 

ние.

 

 

ствий социально значи-

ства и боевой работе передают-

 

 

Бесплатная

стоматологиче-

мых ЧС органы местно-

ся

руководству по основному

 

 

ская помощь,

компенсации

го самоуправления на-

месту работы.

 

 

до 5 тыс. долларов в год на

граждают отличившихся

Обязательность выхода на дежур-

 

 

ребенка за детский сад. Пре-

пожарных

премиями и

ство обеспечивается договорны-

 

 

доставление

дополнитель-

ценными подарками.

ми отношениями между добро-

 

 

ных отпусков до 15 дней - за

 

 

 

вольным пожарным и работода-

 

 

дежурства

в

праздничные

 

 

 

телем по основному месту рабо-

 

 

дни, и в зависимости от ста-

 

 

 

ты.

Отсутствие на работе по ува-

 

 

жа службы.

 

 

 

 

 

жительным причинам дублирует-

 

 

Страхование на случай гибе-

 

 

 

ся из резервного состава.

 

 

ли, травмирования или по-

 

 

 

Добровольный пожарный являет-

 

 

лучения инвалидности.

 

 

 

ся членом Ассоциаций и союзов

 

 

 

 

 

 

 

 

ДПО, которые также ведут учет

 

 

 

 

 

 

 

 

их работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Германия

1060

Льготы и социальные гаран-

Моральное стимулирова-

Суточное несение дежурства с

 

 

 

 

тии устанавливаются органа-

ние в виде наград (за 25

графиком работы: 1 сутки де-

 

 

 

 

ми управления Земель Гер-

лет  безупречной

служ-

журство, 3-отдых. В месяц коли-

 

 

 

 

мании.

 

 

 

 

бы, за особые заслуги, за

чество дежурств составляет по-

 

 

 

 

Осуществляется

включе-

40 лет безупречной служ-

рядка 6-7 ед.

 

 

 

 

ние службы в ДПО в об-

бы),  установление зна-

Несение дежурства по месту рабо-

 

 

 

 

щий трудовой стаж для на-

ков отличия, обществен-

ты, учебы или на дому.

 

 

 

 

значения пенсии.

В ряде

ная благодарность, опла-

Осуществляется прибытие в по-

 

 

 

 

Земель существует доплата к

та членства в ассоциаци-

жарное депо по вызову.

 

 

 

 

пенсии заслуженным добро-

ях, союзах и клубах. Бес-

Учет

рабочего  времени  ве-

 

 

 

 

вольным пожарным.

 

платная выдача

обмун-

дет диспетчер пожарной части.

 

 

 

 

Освобождение от службы в

дирования, формы и пи-

Обязательность выхода обеспе-

 

 

 

 

армии при наличии 6-ти лет-

тания в период службы в

чивается договором по месту

 

 

 

 

него стажа службы в ДПО.

ДПО.

 

 

основной работы.

 

 

 

 

Страхование на случай гибе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ли, травмирования или полу-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чения инвалидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получение

зарплаты

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основному месту работы за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

время, проведенное на опе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ративной работе и за 10-ти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

недельный период обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полная или частичная опла-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

та труда руководящего зве-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на и основного техническо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го персонала (водители, мо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тористы, механики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Франция

200

Льготы

и

социальные

га-

Моральное

стимули-

Порядок организации службы

 

 

 

 

рантии

устанавливаются

рование в виде наград,

во многом аналогичен Герма-

 

 

 

 

органами местного самоу-

знаков отличия,  обще-

нии.

 

 

 

 

 

правления.

 

 

 

ственной

благодарно-

Несение  дежурства  по  вызо-

 

 

 

 

Существуют надбавки к

сти. Бесплатная выдача

ву в

расположении пожарного

 

 

 

 

пенсии при 20 летнем ста-

обмундирования,

пита-

депо по графику, согласованно-

 

 

 

 

же в подразделениях ДПО

ния в период службы в

му с руководителем по основно-

 

 

 

 

– 450 евро в год, при 35 го-

подразделении ДПО.

му месту работы добровольного

 

 

 

 

дах и более – 1800 в год.

Предоставление

от-

пожарного.

 

 

 

 

Оплата участия доброволь-

пусков в любое

время

 

 

 

 

 

 

цев в спасательных опера-

года.

 

 

 

 

 

 

 

 

циях (в том числе в туше-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нии  пожаров):  руководи-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тели подразделений -10,49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

евро в час, командиры от-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

делений -7,5 евро в час, по-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жарные - 6,7 евро в час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получение

зарплаты

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основному месту работы за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

время, проведенное на опе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ративной работе в ДПО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В большинстве развитых стран ДПО организована на принципах материального стимулирования (полной или ча-стичной оплаты труда) руководящего звена и основного тех-нического персонала (водители, мотористы, механики). Де-ятельность остальных членов ДПО стимулируется льготами, повремённой оплатой труда за выполнение работы по туше-нию пожаров или за время дежурства в пожарном депо. Сле-дует отметить, что практически во всех Европейских государ-ствах и США очень широко применяется моральное стимули-рование добровольных пожарных в виде наград, знаков отли-чия, общественной благодарности.

 Особенностью ДПО европейских стран является то, что добровольные пожарные создают общественные объединения (союзы, ассоциации и т.п.) наряду с профессиональными по-жарными и научно-техническими организациями, специали-зирующимися в области разработки и производства пожарной техники и пожарно-технического вооружения.

 В Германии принципы организации пожарного до-бровольчества существенно отличаются от принципов орга-низации пожарного добровольчества в России.

 В Германии отсутствует федеральный орган управле-ния союзами добровольных пожарных каждой из 16 земель. В каждой земле разработаны и утверждены законодательными органами земель свои законы о добровольной пожарной охра-не. Определён порядок организации пожарной охраны и кон-цепции защиты от техногенных катастроф. Указанные доку-менты могут существенно отличаться по содержанию в зави-симости от финансового состояния той или иной земли Герма-нии. Вместе с тем принципы организации добровольной по-жарной охраны в каждой из земель примерно одинаковы.

 Согласно Закону каждая община обязана создать пожарную охрану. В городах с населением свыше 90 тыс. жителей организуются профессиональные пожарные команды наряду с добровольными пожарными дружинами. В городах с насе-лением менее 90 тыс. жителей организуется ДПО, состав ко-торой дополняется штатными работниками для обслуживания центрального диспетчерского пункта связи и обеспечения вы-езда первого пожарного автомобиля. Из всех членов ДПО 80% проживают в сельской местности.

 Например, в земле Райнланд-Пфальц общая численность пожарной охраны составляет 62 тысячи человек (в том чис-ле, 60 тысяч человек добровольных пожарных, 1 тысяча про-фессиональных пожарных и 1 тысяча пожарных в объектовых подразделениях пожарной охраны) при численности населе-ния земли 3,5 млн. человек.

 Численность каждого подразделения добровольной по-жарной охраны составляет в среднем около 100 человек. Количество подразделений определяется из установленного законом условия о том, что время прибытия оперативного подразделения ДПО на место вызова не должно превышать 8 минут. В Германии отсутствует единый федеральный ре-естр добровольных пожарных и их численность учитывает-ся по каждому подразделению в отдельности.

 Создание и содержание оперативных подразделений ДПО является обязанностью местных органов самоуправле-ния. Статьи расходов на содержание оперативных подразде-лений ДПО определяются сметой, которая составляется ру-ководством подразделения и утверждается бургомистром.

 Оперативные подразделения ДПО не имеют штатных работников и не наделены правами юридического лица. Не-сение постоянных караулов в пожарных депо не предусматривается. При поступлении вызова на пожар в полицейский участок дежурным диспетчером посылается информация на пейджеры добровольных пожарных, в которой указывается цель вызова, адрес происшествия, перечень специалистов для обслуживания вызова (врачи, водители, водолазы, специали-сты по разбору конструкций и т.п.).

Добровольные пожарные обязаны покинуть место основ-ной работы и прибыть в пожарное депо за время, позволяю-щее выдержать установленный законом норматив в 8 минут.

Добровольные пожарные за время, проведённое на опе-ративной работе по тушению пожаров, и за период обучения получают зарплату по основному месту работы.

В последующем финан-совые затраты работодате-лей на выплату зарплаты добровольным пожарным за время их отсутствия на основной работе компен-сируются из средств мест-ных органов самоуправления. Все добровольные пожарные в обязательном порядке подлежат страхованию на случай гибели, травмирования или получения инвалидности при выполнении оперативной рабо-ты. До 30 % численности оперативных подразделений пожар-ной охраны составляют женщины, которые выполняют ту же работу, что и мужчины (в том числе работают в кислородно-изолирующих противогазах, осуществляют работу на высо-тах, принимают участие в спасении пострадавших).

Кроме того, добровольным пожарным Германии предо-ставляются следующие социальные гарантии и льготы:

 

  • освобождение от службы в армии при наличии 6-ти лет-него стажа службы в ДПО;
  • страхование на случай гибели, травмирования или получе-ния инвалидности;
  • включение службы в добровольной пожарной охране в об-щий трудовой стаж для назначения пенсии;
  • получение зарплаты по основному месту работы за время, проведенное на оперативной работе, и за 10-ти недельный период обучения; 
  • полная или частичная оплата труда руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики); 
  • моральное стимулирование в виде наград (за 25 лет безу-пречной службы, за особые заслуги, за 40 лет безупречной службы), знаков отличия, общественной благодарности; оплата членства в различных клубах; 
  • доплата к пенсии заслуженным добровольным пожарным; 
  • бесплатная выдача обмундирования, обеспечение питания 
  • период службы . 
  • учебном подразделении земли Райнланд-Пфальц осу-ществляется подготовка как добровольных пожарных, так и профессиональных пожарных. Продолжительность подготов-ки добровольных пожарных составляет 10 недель, а профес-сиональных пожарных 40 недель.

 Учебный центр одновременно осуществляет подготов-ку 128 человек и работает непрерывно в течение 10 месяцев в году. Учебный центр обеспечен современным оборудовани-ем, имеет различные установки и помещения для тренировок пожарных. На его создание затрачено более 20 млн. долларов США. С 1964 года в стране существует молодёжная пожарная охрана.

В США численность пожарных составляет 1 148 850 человек, из этого числа 321 700 профессиональных пожарных (28 %) и 827 150 пожарных добровольцев (72 %). При этом, наличие подразделений добровольной пожарной охраны ха-рактерно для сельских и загородных поселений. 94 % подразделений добровольной пожарной охраны существуют в насе-лённых пунктах с численностью населения более 2500 чело-век. Около 61 % профессиональных пожарных работают в по-жарных частях, обслуживающих населённые пункты с насе-лением 50 тыс. человек и более. При этом 87 % добровольных пожарных обслуживают районы с населением 10 тыс. человек

 

  • менее. 
  • США добровольные пожарные выезжают на дежурство, когда их вызовут. Добровольцы тушат пожары бесплатно, считая, что таким образом помогают своему городу или посёлку. Деньги на их экипировку и обучение поступают из местных бюджетов. Органам управления населённых пунктов это вы-годно, так как они экономят деньги, которые могли быть за-трачены на зарплаты профессиональным пожарным.

 Каждый пожарный доброволец должен соответствовать теоретическим и практическим требованиям, предъявляемым государством.

 Необходимая техника и снаряжение приобретается по-жарным округом как за счёт налогов, так и за счёт акций по сбору средств или того и другого вместе. Кроме того, Феде-ральное правительство предусматривает субсидии в случае действий на пожаре для поддержки подразделений пожарной охраны (как профессиональной, так и добровольной) на подго-товку, обеспечение оборудованием и специальными програм-мами. В основном, пожарные департаменты готовят и осна-щают оборудованием в соответствии с конкретными рисками, существующими в округе.

Форма одежды и знаки различия определяются местным пожарным округом и варьируются в различных населённых пунктах.

В США нет федеральных законов, регулирующих дея-тельность подразделений добровольной пожарной охраны.

Каждое подразделение пожарной охраны контролирует-ся на местном уровне. Коллегия доверенных лиц устанавли-вает правила работы таких подразделений.

Добровольная пожарная охрана несёт ответственность за тушение пожаров и обеспечение безопасности жизнедеятель-ности населения. В её обязанности входит реагирование на все пожары, дорожно-транспортные происшествия, опасные инциденты и чрезвычайные погодные условия.

Некоторые подразделения ДПО также отвечают за ока-зание медицинской помощи, спасение утопающих.

Количество добровольцев зависит от специфики пожар-ного департамента. В некоторых подразделениях доброволь-ной пожарной охраны работает большое число добровольцев, в то время как в других – совсем небольшое количество. Коли-чество привлекаемых добровольцев также зависит от времени суток и дня недели.

Для привлечения людей в добровольные пожарные в США существует на местном уровне определённая система социальных льгот.

Большинство местных пожарных округов проводят поли-тику страхования добровольцев, но она отличается в различ-ных населённых пунктах.

Социальные, экономические и налоговые льготы отлича-ются в различных населённых пунктах. Так, в штате Мэри-ленд добровольным пожарным в зависимости от стажа рабо-ты в ДПО полагается: бесплатная стоматологическая помощь; компенсация при покупке очков или контактных линз; возмещение до 5 тыс. долларов в год затрат на лечение, оказание медицинских услуг; компенсация до 5 тыс.долларов в год на ребенка за детский сад; предоставление отсрочек по местным налогам.

Добровольные пожарные выходят на пенсию после 20 лет службы или при 5 годах службы и достижении 50-ти лет-него возраста. За дежурство в праздничные дни предоставля-ется дополнительно до 15 дней ежегодного отпуска.

Кроме того, добровольным пожарным США предостав-ляется ежегодный (дополнительный) отпуск при стаже в ДПО: менее 5 лет - 10 дней; от 5 до 10 лет - 15 дней; от 10 до 20 лет - 20 дней; 20 лет и более - 25 дней.

Страхование здоровья добровольного пожарного в штате Мериленд оценивается в сумме до 20 тыс. долларов в год. При гибели пожарного его семье выплачивается годовой оклад. Для членов пожарного союза предоставляется до 800 долла-ров в год за обучение.

Добровольные пожарные имеют право на федеральное пособие офицера общественной безопасности, которое обе-спечивает финансовую помощь членам семьи, в случае, если пожарный погибает при исполнении своих обязанностей.

 

  • США разработана программа вовлечения обществен-ности в работу по предотвращению пожаров, которая пред-усматривает расширение сферы влияния пожарных добро-вольцев с целью доведения принципов обеспечения пожар-ной безопасности до каждого жителя страны. Для руковод-ства этой программой при администрации пожарной охраны создана специальная группа, в каждом штате – координаци-онный комитет из представителей местных добровольных по-жарных формирований частного сектора, органов пожарной охраны, местных властей.

 

  • стране создан Национальный совет пожарных добро-вольцев, который развернул активную деятельность по совер-шенствованию национальной системы добровольной пожар-ной охраны и приближению ее по уровню подготовки и тех-нической оснащённости к профессионалам.

Во Франции из 250 тысяч борцов с огнём лишь 50 тысяч (20 %) - профессионалы. Остальные – добровольцы. В больших городах, на которые приходится наибольшее число чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, их ликвидаци-ей занимаются профессионалы. В Париже и Марселе функ-

 ция тушения по-жаров возложе-на на военизиро-ванные форми-рования, находя-щиеся в подчи-нении префекту-ры. А вот в про-винции основная «ударная сила» - добровольцы. Важно: местные пожарные поми-мо тушения по-жаров выполня-ют функции спа-сателей. Оказы-

 вают помощь при ДТП, ожогах, отравлениях и др. Возрастной ценз французских добровольных пожарных - 16-55 лет. Здоровье у них проверяет медицинская комиссия. Они не должны иметь судимость. Добровольцы проходят спе-циальную подготовку - минимум 250-260 часов. Сдают экза-мены и только после этого с ними заключают контракт на пять лет. После этого добровольца включают в график дежурств,

который в предварительном порядке согласовывают с его на-чальством по основному месту работы. Добровольцы имеют право на отпуск в любое время года.

Начиная с 2008 года почасовая ставка вознаграждения до-бровольцев в спасательных операциях выглядит следующим образом: 

  • руководители подразделений - 10,49 евро; 
  • командиры отделений 7,5 евро; 
  • пожарные – 6,7 евро. 

Кроме того, во Франции добровольным пожарным пред-усмотрена прибавка к основной пенсии: 

  • 20 лет стажа - 450 евро в год; 
  • 35 лет и более -1800 евро в год.  

В Чехии основной законодательный акт, регулирую-щий пожарное добровольчество в стране - закон о противопо-жарной защите 1985 г.

Пожарные добровольцы организованы в гражданские ас-социации, которые являются аполитичными, действующими на основе собственных ресурсов и грантов.

Пожарные добровольцы являются членами доброволь-ческих формирований. Деятельность пожарных доброволь-цев финансируется из муниципального бюджета и правитель-ственных грантов через Министерство внутренних дел. 

Основная цель ДПО Чехии - сотрудничество в различ-ных видах деятельности по созданию условий для эффектив-ной защиты жизни и здоровья граждан и собственности от пожаров, помощь при природных ЧС и других происшествиях, которые угрожают жизни, здоровью или собственности.

 Число профессиональных пожарных составляет 10 000 человек, а добровольных – более 350 000. 

Пожарные добровольцы полностью застрахованы как при выездах на тушение пожаров, так и в случаях, когда принима-ют участие в организованных мероприятиях. 

Пожарные добровольцы в качестве компенсации получа-ют только возмещение заработной платы. Даже при тушении пожара, никаких специальных привилегий они не имеют. 

Этой деятельности они посвящают своё свободное время. Обучение, а также средствами обучения добровольцев обеспе-чивает Противопожарная и спасательная служба страны. Техникой, имуществом и снаряжением чаще всего обеспечи-вают муниципалитеты, иногда за счет грантов правительства и собственных средств. 

Добровольцы используют форму Противопожарной и спасательной службы страны, которую носят только при вы-ездах на пожары, в остальное время носят единый знак отли-чия. 

Анализ деятельности добровольной пожарной охраны в ряде развитых стран мира позволяет сделать следующие вы-воды: 

  1. Добровольные пожарные формирования создаются в основном в сельских населённых пунктах, а также в городах с численностью населения не более 50-100 тыс. человек.

 

  1. Добровольная пожарная охрана во всех зарубежных странах количественно больше профессиональной.
  2. Во всех столичных городах, а также населенных пун-ктах с численностью более 50-100 тыс. человек обязательно создается профессиональная пожарная охрана.

Анализ ряда законодательных актов, регламентирующих деятельность добровольной пожарной охраны зарубежных стран, показывает, что успешная деятельность добровольных пожарных формирований возможна лишь при наличии: 

  • правовой базы их деятельности; 
  • соответствующих социальных льгот и гарантий, предостав-ляемых добровольным пожарным;
  • штатных работников (механиков, водителей, диспетчеров, начальников ДПО) в подразделениях ДПО;
  • обучения (в том числе и практического) добровольных по-жарных действиям по тушению и предупреждению пожа-ров.

 

 В России история развития пожарного добровольче-ства имеет свои существенные особенности и исторические

корни. 

17 апреля 1918 г. В.И. Лениным был подписан декрет «Об организа-ции государственных мер борьбы с огнем». 

Документ представлял собой пер-вый законодательный акт в истории России, в котором борьбе с пожар-ным бедствием придавалось общегосударственное значение. В нем предусматривалось осущест-вление комплекса «предупредительных и оборонительных мер»: разработка правил пожарной безопасности, подготовка специалистов пожарного дела, производства пожарной техни-ки и рациональное устройство пожарной охраны в стране.

Согласно Декрету в Республике учреждался Пожарный Совет, в обязанности которого входило руководство, объеди-нение, направление и развитие мероприятий по борьбе с ог-нем. Среди постоянных членов Совета были представители руководства Российского пожарного общества (РПО), народ-ных комиссариатов, страховых обществ, профсоюза пожар-ных и других организаций.

21 мая 1918 г. при проведении первого заседания Сове-та остро обсуждался вопрос об объединении пожарной охра-ны. 1 декабря в «Известиях» был опубликован декрет Сове-та народных комиссаров (СНК) об упразднении Комиссари-ата по делам страхования и борьбы с огнем, несмотря на то, что его кратковременная деятельность была плодотворной.

Дело борьбы с огнем передается в ведение Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), в составе которого создается Пожарно-Страховой отдел (ПСО). Объединение страхового и пожарного дела привело к самым пагубным последствиям для пожарного добровольчества. 

В мае 1919 г. коллегией ПСО ВСНХ было принято реше-ние о прекращении деятельности Всероссийского доброволь-ного пожарного общества. В результате имущество, принад-лежащее Российскому пожарному обществу, было конфиско-вано и расхищено. Прекращен выпуск старейшего журнала «Пожарное дело» (первый номер издан в июне 1894 г.). Лик-видирован Центральный склад Общества, обеспечивающий необходимым пожарно-техническим имуществом пожарные части и дружины. Прекращена работа Курсов пожарных тех-ников (открыты 5 октября 1906 г.). Попытка П.К.Яворского и К.М.Яичкова организовать на базе Курсов Пожарный инсти-тут оказалась безуспешной (осуществлял подготовку специа-листов в 1919-1920 гг.). Издательская деятельность, освещаю-щая вопросы пожарного дела в Республике, была практически парализована.

12 июня 1920 г. СНК принято постановление № 100 «О сосредоточении пожарного дела в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД)». В результате был создан Централь-ный пожарный отдел (ЦПО) НКВД РСФСР. 

10 июня 1921 г. постановлением Всероссийского цен-трального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК утверж-дено «Положение о НКВД РСФСР». ЦПО вошел в состав Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ). В гу-берниях и уездах пожарные подотделы были в составе отде-лов коммунального хозяйства. 

В годы новой экономической политики произошло ожив-ление деятельности общества и добровольных пожарных дру-жин. 11 июля 1924 г. НКВД РСФСР утверждены Уставы для добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных обществ. Начался приток в ряды обществ и дружин рабочих, служащих и трудового крестьянства. 

Уставами на добровольные пожарные общества городов и районов возлагались обязанности по организации и руко-водству всеми пожарными дружина-ми, их обучение, а также пропаган-да пожарно-технических знаний сре-ди населения. В области производ-ственной деятельности обществам разрешалось организовывать арте-ли трубочистов и водовозов, кузни-цы и другие предприятия, доходы от которых  полностью  направлялись на улучшение и развитие пожарного дела, на содержание добровольных пожарных дружин. 

К 1929 г. в стране насчитывалось 19930 добровольных пожарных дружин. Организованное в 1934 г. в составе Союзного НКВД Главное управление пожар-ное охраны (ГУПО) стало проводить политику ограничения и свертывания деятельности добровольных пожарных обществ, передачу их техники, зданий и иного имущества профессио-нальной пожарной охране. 

Положение усугубило принятие постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 22 марта 1940 г. №358, утвер-дившее новый «Типовой устав добровольного пожарного об-щества», согласно которому деятельность обществ резко огра-ничивалась только рамками городов и не распространялась на сельскую местность. Устав полностью исключал из сфе-ры деятельности обществ добровольные пожарные дружины, а вместо этого традиционного вида пожарного добровольче-ства предусматривалось иметь ячей-ки ДПО. Так была нарушена вековая традиция, в силу которой доброволь-ные (вольные)  дружины являлись основой пожарных обществ России.

Активное восстановление пожар-ных обществ наступает после окон-чания Великой Отечественной вой-ны, когда организуется Министер-ство внутренних дел РСФСР, руко-водители которого (Н.П. Стаханов, В.П. Петушков) всемерно поддерживают развитие пожарной общественности во всех ее формах.

14 сентября 1957 г. Президиум Совета Министров РСФСР признал целесообразным организовать республиканские, кра-евые и областные добровольные пожарные общества. С этого времени начинается бурный рост пожарных обществ и значи-тельно активизируется участие в их работе служащих, колхоз-ников и населения по месту жительства. 

В некоторых городах и рабочих поселках активисты об-ществ стали дежурить в городских пожарных командах, по-полняя малочисленный состав боевых расчетов на пожарных автомобилях. Многие общества осуществляли шефство над сельскими дружинами, оказывая им помощь в боевой и про-филактической работе. Производственная противопожарная деятельность этих недавно возникших обществ ограничивалась зарядкой огнетушителей и очисткой дымоходов от сажи. 

  • началу 60-х годов, как и в девяностых годах прошлого века, остро назрел вопрос объединения разрозненных пожар-ных обществ в одно целое – Всероссийское добровольное по-жарное общество (ВДПО). 

14июля 1960  г. 

Советом Министров РСФСР было принято Постановление об ор-ганизации ВДПО. 

  • началу семидесятых годов в сельской местности Российской Федерации эффектив но действовало около 50 тыс. добровольных пожарных дру-жин. На их вооружении имелись пожарные автомобили, мо-топомпы и около 17 тыс. грузовых машин, тракторов и дру-гой техники, приспособленной для тушения пожаров. Началь-ники пожарных дружин, члены ВДПО не только осуществля-ли тушение пожаров, но и вели повседневную профилактиче-скую работу в жилых домах, на фермах, в гаражах и мастер-ских, клубах, больницах, детских учреждениях. 

В советское время добровольная пожарная охрана сохра-нилась как самостоятельный вид пожарной охраны, охраняю-щий от пожаров населенные пункты в сельской местности и предприятия. 

За 80 лет советской власти нормативная база ДПО неод-нократно менялась. Но менялась она только в сторону совер-шенствования. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выплачива-ли поощрения, их страховали. В момент распада Советско-го Союза на предприятиях, в том числе сельскохозяйствен-ных, были добровольные пожарные дружины, которые созда-вались руководителями и успешно функционировали. У них была выездная техника, они прикрывали отдаленные от рай-центров населенные пункты и являлись бесценными помощ-никами профессиональной пожарной охраны. 

Ранее в Советском Союзе этими формированиями ликви-дировалось до 15% от всех происходящих пожаров. 

С распадом Советского Союза и изменением законода-тельства все льготы для добровольцев были упразднены, раз-валились колхозы и совхозы, соответственно постепенно фак-тически сошла на нет роль и численность добровольных по-жарных.

В переходный период значительно сократилось количе-ство подразделений и ресурсы ДПО. Количество пожарных депо уменьшилось в 6,8 раз, пожарной техники уменьшилось почти в 7,5 раз. Такие негативные тенденции сказались на по-казателях оперативной работы ДПО. Так, количество выездов на тушение пожаров уменьшилось в 4 раза, количество поту-шенных пожаров - в 10 раз. Более чем в 4 раза сократилось ко-личество спасенных при пожарах людей.

На территории Российской Федерации сейчас имеется 12 661 подразделений добровольной пожарной охраны, об-щей численностью 70 110 человек. На вооружении у них на-ходится около 5737 единиц пожарной техники и около 6224 приспособленной техники. С начала 2010 года пожарными дружинами самостоятельно потушено около 3,4% пожаров. В 2010 году, еще до событий июля-августа, добровольные по-жарные дружины принимали участие в качестве дополнитель-ных сил в тушении 15,8% пожаров. 

Анализ деятельности добровольной пожарной охраны России показывает, что для эффективного тушения пожаров, особенно в пожароопасные периоды, необходимо оснастить её подразделения современными видами пожарной техники и пожарно-технического вооружения.

  • результате сложившейся ситуации в настоящее время 
  • России около 32 тыс. населённых пунктов находятся за пре-делами нормативного времени прибытия подразделений Го-сударственной противопожарной службы, в которых проис-ходит около 30 тыс. пожаров год. Финансово-экономические расчёты показывают, что наиболее эффективное решение этой проблемы может быть осуществлено в результате создания подразделений добровольной пожарной охраны. 

Поэтому, для исправления создавшегося положения в сфере обеспечения пожарной безопасности страны по пору-чению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации был разработан и 3 декабря 2010 года внесён в Государственную Думу проект федерального закона «О добровольной пожарной охране».

Основания разработки законопроекта

Поручение Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № Пр-2817

Поручение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № ИШ-П4-6268

Структура проекта федерального закона «О добровольной пожарной охране»

Глава 1. «Общие положения»: даны основные понятия, применяемые в целях настоящего Федераль-ного закона, определены предмет регулирования Федерального закона, основные принципы создания и дея-тельности добровольной пожарной охраны, правовая основа создания и деятельности общественных объеди-нений добровольной пожарной охраны, а также область взаимодействия государства и добровольной пожар-ной охраны. 

Глава 2. «Организация деятельности добровольной пожарной охраны»: приведены организационно-правовые формы общественных объединений пожарной охраны, установлены задачи добро-вольной пожарной охраны, определены члены и участники общественных объединений пожарной охраны, личный состав добровольной пожарной охраны, порядок финансового и материально-технического обеспече-ния деятельности добровольной пожарной охраны, состав и порядок формирования имущества подразделе-ний добровольной пожарной охраны. 

Глава 3. «Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных»: установлен порядок регистрации добровольных пожарных, определены права и обязанности добровольных пожар-ных и работников добровольной пожарной охраны, порядок материального стимулирования деятельности до-бровольных пожарных, установлены порядок страхования добровольных пожарных и работников доброволь-ной пожарной охраны, компенсации и льготы добровольным пожарным, определен объем социальной защиты членов семей добровольных пожарных.

Глава 4. «Организация службы добровольной пожарной охраны»: определены режим несения службы добровольными пожарными и работниками добровольной пожарной охраны, порядок подготовки до-бровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, порядок привлечения подразделений добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ.

 Основные понятия, применяемые в целях настоящего федерального закона

 Добровольная пожарная охрана (ДПО) – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объе-динений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 

Добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) ту-шении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 

Добровольная пожарная дружина (ДПД) - территориальное или объектовое подразделение добро-вольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на во-оружении мобильных средств пожаротушения. 

Добровольная пожарная команда (ДПК) - территориальное или объектовое подразделение добро-вольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на воору-жении мобильные средства пожаротушения. 

Работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом – общественным объединением пожарной охраны.

Статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъек-тов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, либо положением о добровольной пожарной команде или доброволь-ной пожарной дружине.

Структура добровольной пожарной охраны

Льготы и компенсации добровольным пожарным 

Предлагается ввести: 

  • осуществление личного страхования добровольных пожар-ных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного; 
  • установление гарантии правовой и социальной защиты чле-нов семей работников добровольной пожарной охраны и добро-вольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добро-вольной пожарной охраны или добровольного пожарного в пери-од исполнения им обязанностей добровольного пожарного. 

Добровольным пожарным добровольных пожарных ко-манд (дружин) предлагается установить: 

  • освобождение от работы или учебы без сохранения заработ-ной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения службы (дежурства) в расположении добро-вольной пожарной команды (дружины), либо прохождения ими профессиональной подготовки; 
  • компенсации за время отсутствия по месту работы или уче-бы, на время привлечения добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению служ-бы (дежурства), либо прохождению профессиональной подготов-ки. 
  • компенсации, предусмотренные в рамках гражданско-правового договора на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно спаса-тельных работ; 
  • компенсации за исполнение обязанностей добровольного по-жарного в свободное от работы или учебы время, либо в указан-ное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного сверх 48-часов продолжи-тельности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны; 
  • возмещение расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессио-нальной подготовки и обратно; 
  • возмещение командировочных расходов, связанных с прохож-дением профессиональной подготовки; 
  • предоставление права на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения, доброволь-ным пожарным, сведения о которых содержаться в сводном рее-стре три и более года. 

Добровольным пожарным территориальных подразделе-ний добровольной пожарной охраны: 

  • предоставление ежегодного дополнительного отпуска без со-хранения заработной платы продолжительностью до десяти ка-лендарных дней по месту работы. 

Заключение 

Проект федерального закона «О добровольной пожарной охране» определяет общие организационно-правовые, эко-номические и социальные основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между орга-нами государственной власти, органами местного самоуправ-ления, общественными объединениями пожарной охраны, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.

 Законопроект устанавливает права, обязанности и ответ-ственность добровольных пожарных, определяет основы го-сударственной политики в области правовой и социальной за-щиты добровольных пожарных, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в предупреждении и ту-шении пожаров, проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, и членов их семей. 

Данный законопроект основан на принципах гармониза-ции и унификации норм права, что позволяет ему органично вписаться в существующую правовую систему и дает возмож-ность при регулировании правоотношений в области органи-зации деятельности добровольной пожарной охраны приме-нять по аналогии нормы права действующего законодатель-ства, регулирующие сходные правоотношения. 

Принятие Федерального закона «О добровольной пожар-ной охране» позволит возродить и повысить роль доброволь-чества в обеспечении пожарной безопасности, решая тем са-мым задачи по защите граждан, общества и государства от по-жаров в населенных пунктах сельской местности России. 

 Приложение 1 

Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» 

Принят Государственной Думой в третьем чтении 20.04.2011 г. 

Одобрен Советом Федерации 27.04.2011 г.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О добровольной пожарной охране

 Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего

 Федерального закона 

  1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и прове-дении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельно-стью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожар-ной охраны.

 Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы соз-дания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии дея-тельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных по-жарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами го-сударственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

 1) добровольная пожарная охрана – социально ориентированные обще-ственные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; 

  • добровольный пожарный – физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и про-ведении аварийно-спасательных работ; 
  • добровольная пожарная дружина – территориальное или объекто-вое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосред-ственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения; 
  • добровольная пожарная команда – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредствен-ное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения; 
  • работник добровольной пожарной охраны – физическое лицо, вступив-шее в трудовые отношения с юридическим лицом – общественным объедине-нием пожарной охраны; 
  • статус добровольного пожарного – совокупность прав и свобод, гаран-тированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными норма-тивными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовы-ми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми ак-тами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или доброволь-ной пожарной дружине.

 

Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны

 Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляют-ся в соответствии с принципами: 

  • равенства перед законом общественных объединений пожарной охра-ны независимо от их организационно-правовых форм;
  • добровольности, равноправия и законности деятельности доброволь-ной пожарной охраны;
  • свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны;
  • гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны; 
  • готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добро-вольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, про-ведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадав-шим; 
  • приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадав-шим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  • обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных по-жарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

 

Статья 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны 

Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, международные догово-ры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Россий-ской Федерации и муниципальные правовые акты.

 

Статья 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны

 Органы государственной власти и органы местного самоуправления обе-спечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддерж-ку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Феде-рации и муниципальными правовыми актами. 

Глава 2. Организация деятельности добровольной пожарной охраны 

Статья 6. Общественные объединения пожарной охраны

  1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридиче-ских лиц – общественных объединений, основной уставной целью которого яв-ляется участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасно-сти и проведении аварийно-спасательных работ. 
  1. Право физических лиц на создание общественных объединений пожар-ной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и че-рез юридические лица – общественные объединения. 
  1. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация; 

2) общественное учреждение. 

  1. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица – общественные объе-динения. 
  1. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заин-тересованность в совместном достижении целей и решении задач доброволь-ной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объе-динения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут вы-даваться удостоверения (членские билеты) установленного образца. 
  1. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, вы-разившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акци-ям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия. 
  1. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федераль-ным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или по-ложением об общественном объединении пожарной охраны. 
  1. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица – общественного объединения в деятельности подразделения добровольной по-жарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполне-ние работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 
  1. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками об-щественных объединений пожарной охраны.
  1. Общественные организации пожарной охраны и территориальные подразделения добровольной пожарной охраны подлежат обязательной госу-дарственной регистрации в порядке, установленном законодательством Рос-сийской Федерации. 
  1. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятель-ности определяются законодательством Российской Федерации.

 

Статья 7. Общественная организация пожарной охраны 

  1. Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физиче-скими лицами и (или) юридическими лицами – общественными объединения-ми для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. 
  1. Общественные организации пожарной охраны для достижения устав-ных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стиму-лирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопас-ности. 
  1. Общественные организации пожарной охраны представляют и защи-щают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов об-щественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государ-ственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Руко-водящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации и уставом соответствующей общественной организации по-жарной охраны. 

Статья 8. Общественное учреждение пожарной охраны 

  1. Общественным учреждением пожарной охраны является не имею-щее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в це-лях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межсе-ленных территориях и в организациях. 
  1. В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются до-бровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставя-щие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные доброволь-ные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дру-жины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины). 
  1. Участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные, проживающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добро-вольной пожарной дружины. 
  1. На должности руководителя территориальной добровольной пожар-ной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) назначаются работники на условиях трудового договора в порядке, установленном трудовым законода-тельством. 
  1. Управление деятельностью и имуществом территориальной добро-вольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дру-жины осуществляется ее руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей). 
  1. Объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добро-вольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы фи-зических лиц. 
  1. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объ-ектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества органи-зации. 
  1. Участниками объектовой добровольной пожарной команды или объек-товой добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников организации. 
  1. Управление объектовой добровольной пожарной командой или объек-товой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется ру-ководителем объектовой добровольной пожарной команды или объектовой до-бровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобож-дается от должности решением ее учредителя (учредителей). 
  1. Руководитель объектовой добровольной пожарной команды или объ-ектовой добровольной пожарной дружины имеет право совещательного голоса при учредителе (учредителях). 
  1. Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добро-вольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением об объ-ектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной по-жарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась).

 

Статья 9. Задачи добровольной пожарной охраны 

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожар-ной безопасности являются: 

  • осуществление профилактики пожаров; 
  • спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
  • участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 

Статья 10. Личный состав добровольной пожарной охраны 

  1. Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работ-ников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмо-тренных штатным расписанием, и добровольных пожарных. 
  1. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обя-занности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федераль-ным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в об-ласти пожарной безопасности. 
  1. Для личного состава добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охра-ны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.

 

Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны 

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности до-бровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоу-правления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 

Статья 12. Имущество добровольной пожарной охраны 

  1. Имущество, используемое добровольной пожарной охраной, форми-руется посредством передачи имущества учредителя (учредителей) во владе-ние, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе до-бровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов 
  • пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дру-жины, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной вла-сти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожар-ной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, зако-нодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовы-ми актами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожа-ра). 
  1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям по-жарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений по-жарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями по-жарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государствен-ной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету. 
  1. Имущество и средства, находящиеся в собственности (во владении, в пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, должны исполь-зоваться для достижения уставных целей общественных объединений пожар-ной охраны. В случае ликвидации общественного объединения пожарной охра-ны имущество, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддерж-ки, оказываемой органами государственной власти и органами местного са-моуправления общественным объединениям пожарной охраны, передается на баланс соответствующего территориального подразделения Государственной противопожарной службы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безо-пасности.

 

Глава 3. Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных 

Статья 13. Регистрация добровольных пожарных

  1. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с мо-мента обязательной регистрации этого физического лица в реестре доброволь-ных пожарных. 
  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реше-ние задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирова-ния и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводно-го реестра добровольных пожарных.

 

Статья 14. Права работников добровольной пожарной охраны 

  • добровольных пожарных 
  1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осущест-вляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добро-вольной пожарной дружины, имеют право на: 
  • защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связан-ных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине; 
  • возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добро-вольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 
  • участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной коман-ды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилак-тике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и ока-зание первой помощи пострадавшим; 
  • информирование о выявленных нарушениях требований пожарной без-опасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответству-ющих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы; 
  • внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях городских 
  • сельских поселений, межселенных территориях и в организациях; 
  • осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности лю-дей и спасению имущества в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации. 
  1. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, не-обходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным ор-ганом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области по-жарной безопасности. 

Статья 15. Обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

 

На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожар-ных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной коман-ды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объекто-вой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине должны быть возложены следующие обязанности:

  • обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной и последующей профессио-нальной подготовки добровольных пожарных;

 

  • во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком де-журства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;

 

  • нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, со-гласованным с руководителем организации по месту работы или учебы добро-вольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время и утвержденным соответствен-но руководителем добровольной пожарной команды или добровольной пожар-ной дружины;

 

  • соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в рас-положении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дру-жины, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

 

  • содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудо-вание;

 

6) выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожар-ной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.

 

Статья 16. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных

 

  1. Учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охра-ны вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования до-бровольных пожарных.

 

  1. Форма материального стимулирования добровольных пожарных и раз-меры денежных вознаграждений (премий) добровольным пожарным устанав-ливаются учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по представлению руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины в зависимости от объема средств, предусмо-тренных на содержание добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

 

  1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.

 

Статья 17. Страхование добровольных пожарных

 Органы государственной власти и органы местного самоуправления, при-влекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных по-жарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помо-щи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожар-ных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на пери-од исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

 

Статья 18. Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным

  1. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граж-дан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположе-нии добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессиональной подготовки, если их участие в туше-нии пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональная подго-товка осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя ор-ганизации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

 

  1. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружи-ны, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время
  • участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохож-дению профессиональной подготовки, выплачивают за счет средств, предусмо-тренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добро-вольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенса-цию в размере и порядке, которые определены соответствующими обществен-ными объединениями пожарной охраны.

 

  1. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделе-ний добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на со-держание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмо-тренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

 

  1. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных по-жарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допуска-ется с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозмож-ности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добро-вольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным по-жарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

 

  1. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжи-тельности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или уче-бы до места прохождения профессиональной подготовки и обратно, и коман-дировочных расходов, связанных с прохождением профессиональной подготов-

 

ки, определяются учредительными документами территориальных подразде-лений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добро-вольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и про-ведении аварийно-спасательных работ.

  1. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном ре-естре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний

 

  • пожарно-технические образовательные учреждения.

 

  1. Добровольным пожарным территориальных подразделений доброволь-ной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополни-тельный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до де-сяти календарных дней.

 

Статья 19. Социальная защита членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника доброволь-ной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

 

Глава 4. Организация службы добровольной пожарной охраны

 

Статья 20. Несение службы работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными

 

  1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные допуска-ются к самостоятельной работе по тушению пожаров при наличии у них доку-мента о прохождении обучения по программе первоначальной профессиональ-ной подготовки.

 

  1. Режим несения службы (дежурства) работниками добровольной пожар-ной охраны и режим их отдыха устанавливаются трудовым законодательством.
  2. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными устанавливается учредителем (учредителями) общественного объединения пожар-ной охраны по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожар-ной безопасности.

 

Статья 21. Подготовка работников добровольной пожарной охраныдобровольных пожарных

 

  1. Не имеющие специального профессионального образования в обла-сти пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и до-бровольные пожарные в обязательном порядке проходят обучение по програм-мам первоначальной и последующей профессиональной подготовки доброволь-ных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом испол-нительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной без-опасности.

 

  1. Первоначальная и последующая профессиональная подготовка работ-ников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных осуществля-ется в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установлен-ном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межсе-ленных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учрежде-ний, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение.

 

  1. Физические лица, входящие в состав органов территориального обще-ственного самоуправления, либо физические лица, входящие в состав органов общественной самодеятельности, созданных физическими лицами по месту их жительства, работы или учебы в целях решения различных социальных про-блем в области пожарной безопасности, проходят первоначальную и последу-ющую профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для добро-вольных пожарных, на добровольной основе в общественных организациях по-жарной охраны.

 

Статья 22. Привлечение подразделений добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

 

  1. Подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несе-ние службы (дежурство) в составе гарнизона пожарной охраны и привлекают-ся к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожар-ной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным федеральным органом исполни-тельной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безо-пасности. 
  1. Выезд территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы закрепленного за ними района выезда осуществляется в по-рядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объедине-ния пожарной охраны. 
  1. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в ту-шении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождается от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации. 
  1. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, до прибытия подразделений Государ-ственной противопожарной службы координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и иму-щества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ. По прибытии на пожар подразделений Государственной противопожарной службы руководство тушением пожара осуществляет старшее оперативное должностное лицо Го-сударственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

 

Президент Российской Федерации Д. Медведев

 

 

 

Москва, Кремль

 

6 мая 2011 г.,    № 100-ФЗ

Приложение 2 

Нормы оснащения подразделений добровольной пожарной охраны РФ средствами связи и пожарной техникой

 

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Добровольная

Добровольная пожарная

материально-

 

 

пожарная

 

команда

 

технических

 

 

дружина

 

 

 

средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стационарные УКВ

штук

1

На каждое

 

На каждое

 

радиостанции типа

 

 

подразделение

 

подразделение

 

Р-101, GM-300, 340,

 

 

 

 

 

 

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильные

штук

1

 

На каждый пожарный

УКВ радиостанции

 

 

 

 

автомобиль

 

типа Р-201, GM-

 

 

 

 

 

 

300, 340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Носимые УКВ ра-

штук

4

На каждое

На каждый пожарный

диостанции типа

 

 

подразделение

 

автомобиль

 

Р-302, SP-140, GM-

 

 

 

 

 

 

160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Телефонные аппа-

штук

3

На каждое

 

На каждое

 

раты

 

 

подразделение

 

подразделение

 

 

 

 

 

 

 

Зарядные устрой-

компл.

1

на 4 радио-

на 4 радиостанции

 

ства к переносным

 

 

станции

 

 

 

радиостанциям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожарная техника

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожарные автоци-

ед.

1

 

В административных районах

стерны тяжелого

 

 

 

субъекта РФ и на объектах с

типа

 

 

 

противопожарным  водопро-

 

 

 

 

водом,

не обеспечивающим

 

 

 

 

водоотдачу для тушения рас-

 

 

 

 

четного пожара, или с отсут-

 

 

 

 

ствием

разветвленной

сети

 

 

 

 

пожарных гидрантов

 

 

 

 

 

 

 

Пожарные автоци-

ед.

1

 

В  административных

райо-

стерны среднего

 

 

 

нах субъекта РФ и на объек-

типа

 

 

 

тах со зданиями не выше трех

 

 

 

 

этажей,

с противопожарным

 

 

 

 

водопроводом, обеспечиваю-

 

 

 

 

щим водоотдачу для тушения

 

 

 

 

расчетного пожара, или с на-

 

 

 

 

личием

разветвленной

сети

 

 

 

 

пожарных гидрантов

 

 

 

 

 

 

 

 

55

 

 

Приложение 3

 

 

Нормы обеспечения добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты и снаряжением

 

Наименование предмета

Количество

Срок носки в

 

предметов на одного

годах

 

человека

 

 

 

 

 

Одежда

 

 

 

 

Боевая одежда пожарного

1 комплект

2 года

(включает куртку и

 

 

брюки со съемными

 

 

теплоизолирующими

 

 

подстежками)

 

 

 

 

 

Средство индивидуальной

1 пара

2 года

защиты рук пожарных

 

 

(рукавицы)

 

 

 

 

 

Защитная обувь пожарных

1 пара

2 года

кожаная

 

 

 

 

 

Защитная обувь пожарных

1 пара

1 год

резиновая

 

 

 

 

 

 

Снаряжение

 

 

 

 

Каска пожарная

1 штука

5 лет

 

 

 

Пояс пожарный

1 штука

5 лет

спасательный

 

 

 

 

 

Карабин пожарный

1 штука

бессрочно

 

 

 

Топор пожарный

1 штука

бессрочно

 

 

 

Кобура для пожарного

1 штука

1 год

топора

 

 

 

 

 

Подшлемник шерстяной

1 штука

2 года

 

 

 

 

Фотоотчет
(фотографии кликабельны)

Обзор ДПО зарубежных стран Обзор ДПО зарубежных стран Обзор ДПО зарубежных стран